gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Category:

Биология без любви к Родине: как в РФ цензурируют учебники

В научном и педагогическом сообществе разгорелся скандал из-за исключения из федерального перечня учебников пособия доктора наук Игоря Липсица «Экономика» для 10−11 классов, к которому были адресованы претензии идеологического порядка. Он стал одной из жертв экспертизы, назначенной в 2018 году Министерством просвещения, которая отбраковала каждое третье учебное пособие, ранее использовавшееся в школах. News.ru выяснил, что идеологическая мотивировка была использована экспертами в критике не только учебника Липсица, но и многих других — по русскому языку, литературе, обществознанию и даже географии и биологии. Привлеченные министерством просвещения специалисты не нашли в них должного воспитания любви к Родине и своему народу, а также пропаганды толерантности.

Без уважения к Отечеству

О том, что Российская академия образования и Министерство просвещения забраковало учебник «Экономика. Базовый курс» для 10−11 классов, газете «Коммерсантъ» сообщил 6 февраля сам Игорь Липсиц. По его словам, книга не была включена в Федеральный перечень учебников из-за претензий идеологического характера. Об этом он узнал из письма издательства «Вита-Пресс», в котором, на основании рекомендаций РАО, оно просит автора пособия откорректировать содержания учебника. Как рассказал Липсиц, в частности, Российскую академию образования не устроило отсутствие материалов «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики, формирующих у обучающихся чувство гордости за страну, сопричастности к происходящему».

При этом, и Министерство просвещения, заказавшее экспертизу учебников, и академия образования, и издательство в комментариях журналистам фактически перекладывали друг на друга ответственность за сомнительные рекомендации направленные Липсицу. В то же время на сайте Российской академии наук News.ru удалось найти отзывы сотрудников РАН на экспертизу учебников в 2018 году. Там речь идет в том числе об учебнике Липсица для 10−11 классов, в котором РАН обращает внимание на те самые «идеологические» замечания со стороны Академии образования и их необоснованность. Кроме того, из текста заключения следует, что подобным цензурным претензиям подверглись также учебники по другим предметам — русскому языку, литературе, обществознанию и даже географии с биологией.

Так, рецензию на учебник Игоря Липсица писали три школьных преподавателя, которые указали на ряд недостатков пособия. По их мнению, в учебнике «Присутствуют материалы способные вызвать у детей желание употребить наркотические средства, алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Таковыми они посчитали фразу автора «соль и вино — основа государства» в статье, где речь идет о большой роли винно-водочной продукции в экономике, и предложение «однако такой способ покрытия бюджетного дефицита подобен финансовому наркотику — он на время снимает боль и тревогу».

Эксперты РАО посчитали что следующий фрагмент текста не соответствует возрасту детей и вредит их психическому развитию: «Исследование, проведенное, в Уганде, выявило еще одну важную тенденцию — молодой человек или девушка, закончившие среднюю школу, на 50% реже заражаются СПИДом. А у имеющих высшее образование шанс заразиться „чумой XX в.“ на 90% меньше, чем у их необразованных родственников». Речь, напомним, идет о материалах для старшеклассников 16−17 лет.

Эксперты отметили, что упоминание очередей в учебнике «не формирует гордость за Родину». News.ru не удалось выяснить, о каком именно фрагменте текста идет речь. Однако можно предположить, что здесь говорится о следующем замечании, где говорится о недостатках плановой экономики:

«Все это сопровождалось распределением благ для личного пользования «в порядке очереди» или на основе талонов, которые работникам выдавало начальство «за долгий и безупречный труд».

Фразу «Аналогичную оплошность допустило правительство России в начале 2013 г., когда решило получить …» рецензенты охарактеризовали так: «Не формирует любви и уважения к Отечеству, своему народу, краю».

Описывая эту экспертизу в своем заключении даже, сотрудники Российской академии наук выражают недоумение от формулировок. В общем-то смысл разбора этого заключения сводится к предложению РАН закрепить именно за ней, а не за Академией образования научную экспертизу учебной литературы.

Экстремистское обществознание

Но, идеологические претензии, как уже говорилось, коснулись вовсе не одного Игоря Липсица. Так эксперты РАО утверждают, что учебник по обществознанию за 10-й класс (А.И. Кравченко и другие) противоречит Конституции России.

Например, эксперт утверждает, что в тексте параграфа пошагово расписано, как человек становится экстремистом, на том основании, что авторы показали, что путь в эту пропасть начинается с малого: с зависти к успешным людям, ксенофобии, распространения в интернете ксенофобских мемов.

Юмористический рисунок, где мальчик выбирает, куда ему пойти — в кино или в школу, по мнению эксперта, делает привлекательным нарушение дисциплины

«Почему бы эксперту тогда не выступить с инициативой изъять из школьной программы „Капитанскую дочку“ и „Дубровского“ Пушкина, запретить детям читать „Приключения Буратино“, „Приключения Незнайки“? Ведь их герои только и делают, что провоцируют детей на нарушение дисциплины», — иронизируют в своем отзыве ученые РАН.

Также привлеченный эксперт министерства просвещения утверждает, будто в учебнике сказано: «На первый взгляд может показаться, что налоги можно не платить». Однако, таких слов в тексте нет. Наоборот, подробно разъясняется, почему налоги надо платить.

Вредительские география и биология

По мнению экспертов Российской академии образования, дававших в 2018 году заключение для отбора учебников в Федеральный перечень, пособие 2 «География. География России. Хозяйство. Регионы» для 9 класса (Таможняя Е.А., Толкунова С.Г.) «не способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю». Правда, чем именно он так активно не способствует этим благостным процессам, по отзыву Российской академии наук непонятно.

Кроме того, в учебнике «Биология. 5 класс» (Т. С. Суховой, Т. С. Строганова) эксперты выявили сведения «побуждающие детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству». Основой для такого заявления стал текст: «Вспомните лето. Тёплый солнечный день. По небу медленно плывут облака. Можно идти куда угодно: в лес, в поле, на речку. Рассмотрите рисунки 6−8. Представьте безветренный летний день в лесу…». Таким образом, эксперты приравняли слова «можно идти куда угодно» к провоцированию ситуации, угрожающей здоровью ребенка, отмечается в отзыве.

Далее эксперты РАО по поводу того же учебника биологии выдали ставшую уже традиционной мантру: «Содержание учебного издания не способствует формированию патриотизма: сведения о достижениях отечественных ученых-биологов отрывочны и не формируют уважительного отношения к достижениям российской науки в области биологии».

Нетолерантный русский язык

Целый ряд учебников вызывал у экспертов РАО претензии из-за отсутствия толерантных примеров. Так пособия по литературе авторов А. Н. Архангельского, М.А. Снежневской и коллектива авторов, а также А. К. Михальской, О. Н. Зайцевой, книга «Литературное чтение» (Э.Э. Кац) и учебник по русскому языку Т. М. Пахнов.

Сотрудники Российской академии образования считают, что в этих учебниках нет «материалов, способствующих формированию толерантного отношения к представителям различных религиозных и этнических» групп, что «практически отсутствуют упоминания о представителях других этносов, религий, культур, проживающих и сформировавшихся на территории России, и зарубежных авторов».

При этом, в отзыве РАН отмечается что «в 5-м классе детям предлагается ознакомиться с отрывками из Ветхого и Нового завета, из Корана; в 6-м классе учеников знакомят с эпосом разных народов (при этом героические поэмы предлагают сравнить, найти общее и различное)». Кроме того, в каждом учебнике разбираются произведения зарубежных писателей, в чем достаточно убедиться, открыв оглавление.

Тем не менее, именно критикуемое РАН заключение экспертов было основой для составления Министерством просвещения перечня пригодной для учебного процесса литературы, которая закупается школами за счет бюджета.

Ранее перечень формировала именно РАН, но в 2018 году Министерство просвещения заказало дополнительную независимую экспертизу учебников, к которой была привлечена Российская академия образования, одним из учредителей которой выступает Минпросвещения. В итоге Федеральный перечень сократился с 1370 до 863 книг, то есть был забракован каждый третий учебник. Это уже вызвало скандал в научном и педагогическом сообществе в начале прошлого года.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment