gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Categories:

Возможности и невозможности

Председатель ФНПР Михаил Шмаков на днях заявил о необходимости примерно в два раза повысить нижнюю планку доходов граждан, перейдя на другую схему вычисления потребительской корзины. Грубо говоря, расширив корзину до минимального потребительского бюджета. Эта тема внутри профсоюзов не нова. А во внешнем мире она прозвучала особенно сильно, учитывая и посленовогоднюю тишину, и “Российскую газету” как место публикации интервью. Но здесь самое интересное - это реакция на профсоюзное предложение. Потому что у нас же в органах власти - от Кудрина до последнего депутата - все, в принципе, за народ! Это потом появляются нюансы…

Сенатор, глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский выразил квинтэссенцию той позиции, с которой уже сталкивались все профсоюзные предложения: “Я бы с удовольствием подержал это решение как социальщик, но не могу это сделать в силу того, что прекрасно понимаю - это решение не пройдет согласование в экономическом и финансовом блоке правительства, потому что таких возможностей экономических у регионов просто не существует”.

Валерий Владимирович, и правда, социальщик со стажем. Но в данной формулировке он несколько… лукавит. Давайте разберемся.

У регионов действительно нет возможности резко повысить “минималку”. Сейчас они мыкаются с требованием поднять региональную минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума. А дальше будут еще больше терзаться тем, чтобы вывести из “минималки” все компенсационные и стимулирующие выплаты. Но вопрос-то не в этом. Вопрос в том, ПОЧЕМУ у регионов нет этих денег? Попробуем на него ответить.

Отсутствие возможностей сейчас у регионов не означает, что в стране нет денег. В стране профицитный (прибыльный) бюджет. У предприятий, работающих на экспорт (нефтегаз, химия, металлургия), уровень прибыли по сравнению с прошлогодним вырос на 15 - 30%. В стране за последние два года число долларовых миллиардеров выросло с 77 до 106 человек. В середине 2018 года подсчитали, что совокупное состояние всех 200 богатейших российских предпринимателей за год выросло на 5,4%, или на 25 млрд долларов, до 485 млрд. Деньги есть и у государства, и у крупного бизнеса. Куда они деваются?

И бизнес, и государство кладут их в свои кубышки. При этом на кубышку бизнеса государство покушаться (введением прогрессивной шкалы налогообложения) не пытается. Вместе с тем сверхдоходы бюджета правительство не инвестирует в реальный сектор, не создает на них в тех же регионах новые производства, а тупо складирует в виде золотовалютных резервов. Если бы сейчас воскрес пушкинский Скупой рыцарь - его вполне мог бы ждать пост главы Центробанка России, министра финансов или даже экономического развития. Принцип один и тот же. Именно поэтому в регионах качественный рост “минималки” отсутствует.

Раскроем еще одну тайну. Описанную выше финансово-экономическую политику правительства ежегодно и в полном соответствии с Конституцией утверждают высшие российские законодательные органы. В том числе Совет Федерации, включая его сенаторов. Эта политика реализуется как бюджет страны.

Если вспомнить другого литературного героя - профессора Преображенского, то стоит припомнить и его фразу о разрухе:

“Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? <...> Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах”.

Так вот и здесь - об отсутствии у российских регионов возможностей повысить минимальную зарплату. Эти возможности отнимают у них не иностранные агенты, не Навальный или США. А конкретные решения, принимаемые в России на уровне законов конкретными органами, состоящими из конкретных людей. Будут другие решения - будут деньги в регионах, будет рост зарплаты, будет промышленный рост, не будет разрухи в головах.

И последняя тайна. Валерий Рязанский совершенно правильно указал, что такие предложения не пройдут экономический и финансовый блок правительства. Впрочем, он забыл указать, что законодательная ветвь власти - депутаты и сенаторы - никак не подчинена экономическому и финансовому блоку правительства. Во всяком случае, никаких указаний на это в Конституции не содержится. Более того - депутатов регулярно выбирают не для согласований, а для отстаивания интересов избирателей. (У избирателей остаются еще такие иллюзии.) Так вот: способ вернуть деньги в виде роста зарплат в регионах был и остается. Поправки в бюджет.

Я много слышал от государственных людей запугиваний - что если-де не принять до конца года бюджет, то наступит конец света. Однако смотрю на другие страны… Почему-то там при затянувшемся принятии бюджета конец света не наступает. Люди как-то живут. И “минималка” побольше, чем в России. И зарплаты. И пособия. Странно, правда? Наверное, это потому, что у их регионов откуда-то взялись экономические возможности.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment