gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Categories:

Рост сельского хозяйства в России оказался на 30% статистической ошибкой

Бурный рост сельского хозяйства в России, о котором почти 10 лет отчитывался Росстат и которым щеголяли чиновники - от отраслевых министров до премьера Дмитрия Медведева, - оказался на 30% «приписками» и ошибками статистики.

Более 10 миллионов тонн сельхозпродукции - от мяса и молока до овощей и фруктов, - которые фигурировали в официальных отчетах и позволяли рапортовать о настоящем буме в секторе АПК, - на самом деле никогда не существовали.

Масштабные «приписки» в духе последних десятилетий СССР выявились в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, отмечают в декабрьском «Мониторинге экономической ситуации» эксперты РАНХиГС: в денежном выражении объем реально произведенной сельхозпродукции в РФ оказался меньше декларируемого на 542 миллиарда рублей.

Изначально Росстат оценивал рост сельхозпроизводства в 2012-17 гг в 20,7%, однако после корректировки показатель уменьшился более чем вдвое - до 8,7%.

Одновременно были пересмотрены данные за предыдущие 20 лет (с 1996 года), которые также оказались существенно ниже изначальных оценок. В результате возник эффект низкой базы и 5-летний рост составил 14,7%, что все же на треть ниже, чем сообщалось.

Производство молока оказалось на 3,4%, или миллион тонн меньше, чем Росстат рапортовал последние 5 лет.

Сбор овощей и бахчевых культур скорректировали вниз на 17,2%, или 2,6 миллиона тонн. «Приписки» в производстве фруктов и ягод составили 8,2%, или 268 тысяч тонн.

Настоящей катастрофой обернулся пересмотр данных по сбору картофеля. Разница между фактическими и декларируемыми цифрами составила 35,9%.

Если же учесть «исправленную» статистику за последние 17 лет, то сбор картофеля в России не растет, а падает, и накопленным итогом обвал достигает 42%, сетуют в РАНХиГС.

Так, по исходным данным в РФ в 2000 году производили 34 млн тонн картофеля, а к 2007-му увеличили сбор до 36,8 млн тонн. Перепись 2006-го года скорректировала цифры: оказалось, что за указанные годы наблюдался не рост, а падение до 27,2 млн тонн.

«После 2007 года, по отчетам Росстата снова был рост (в среднем на 240 тысяч тонн в год). После переписи 2016 года данные опять скорректировали: оказалось, что в 2017 года валовой сбор составил не 29,6 млн тонн, а только 21,3 млн. И за этот период, как выяснилось, наблюдался не рост, а падение производства: по сравнению с исходными данными за 2007 год на 15,5 млн тонн, по сравнению со скорректированными - на 5,9 млн тонн», - говорится в докладе в РАНХиГС.

Таковы парадоксы отечественной статистики: Росстат 17 лет отчитывается о росте производства, но на 2017-й год оно оказывается в 1,6 раза ниже, чем в 2000 году, указывает главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Василий Узун.

Удивительно и то, что пересматриваются данные не только по личным подсобным хозяйствам, которые действительно трудно поддаются учету, но и цифры по сельхозорганизациям (СХО) и крестьянским хозяйствам, добавляет он. При этом искажаются цифры исключительно в сторону увеличения.

«У руководителей хозяйств и собственников заинтересованности в этом вроде бы нет. Наоборот, высокие показатели могут привести к росту налогов и других платежей. Однако сохраняется такой интерес у руководителей более высокого ранга. Областное руководство должно отчитаться о выполнении индикаторов госпрограммы, от этого зависит размер государственной поддержки», - отмечает эксперт.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments