gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Category:

Дурдом: блокировка Telegram и ее последствия

Идущая с 16 апреля государственная блокировка мессенджера Telegram — едва ли не единственного с начала века продукта мирового качества и масштаба, произведенного выходцем из России, — очень полезна. И не только потому, что государство устроило бесплатные курсы повышения компьютерной грамотности.

У этой масштабной государственной спецоперации есть еще как минимум два полезных следствия — причем независимо от ее исхода. Во-первых, нам буквально на пальцах объясняют, почему не будет и не может быть никакой цифровой революции в стране, где в головах у чиновников скрепы. Или если может, то только «снизу», на уровне граждан, а не государственных институтов. Чтобы минимизировать общение с государством и контроль с его стороны за поведением людей, в том числе — финансовым. И во-вторых, наше государство, пожалуй, впервые за долгое время с такой наглядностью демонстрирует себе любимому, почему в принципе не надо принимать законов, если у вас нет уверенности в том, что их можно исполнить.

Россия решила пойти по китайскому пути и начать блокировать неугодные государству интернет-сервисы. О том, чем китайский путь все-таки отличается от российского, поговорим ниже. Пока только спойлер: у Китая тоже не получилось, как он хотел. Всё желаемое заблокировать не удалось, хотя пытаются уже 15 лет.

Итак, блокировка мессенджера в России началась еще 16 апреля, но Telegram уклоняется, меняя IP-адреса мобильной версии и провайдеров хостинга. В итоге 16—17 апреля в черный список Роскомнадзора попали почти 20 млн IP-адресов облачных сервисов Amazon и Google, которые использовал Telegram. Это вызвало массовую блокировку случайных сайтов. Но «деградация» работы мобильной версии самого Telegram при этом составила, по некоторым оценкам, лишь около 20%.

Дело дошло до того, что эта тема всплыла на традиционном ежедневном брифинге пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, которого спросили, не дискредитируют ли Роскомнадзор «его безуспешные попытки исполнить закон и заблокировать Telegram на территории России». Песков как мог защитил ведомство: «Понятно, что для исполнения закона нужно время. Вполне также можно согласиться и понять, что это вопрос не одного дня исполнения этого закона, поэтому давайте просто еще какое-то время подождем. Я бы не стал здесь говорить о какой-то дискредитации или еще что-то». Песков совершенно прав: Роскомнадзор всего лишь исполнитель закона. Если случившееся и дискредитирует кого-то, так это авторов закона и наше государство.

Пока «технические» первые последствия блокировки Telegram в России можно посмотреть здесь и здесь. Очень показательно, что сам глава Роскомнадзора Александр Жаров публично признал, что россияне совершенно законно могут пользоваться мессенджером и дальше. «Конфликта между органами власти и аудиторией мессенджера нет. Вопрос не к пользователям, вопрос к администрации Telegram», — сказал он в интервью «Известиям». И в том же интервью не исключил блокировку в России до конца года Facebook. То есть с первого раза до нашего государства не доходит, что попытки вычерпывать воду из океана дуршлагом не превратят океан в безводную пустыню.

Но главная проблема даже не в том, что по крайне неубедительным причинам в России с помощью отдельного закона, то есть абсолютно легально и сознательно, пытаются блокировать популярный мессенджер. Тем самым только повышая его популярность и известность бренда в нашей стране. Гораздо важнее разобраться в том, почему начавшаяся довольно давно война создателя Telegram Павла Дурова и российских властей к настоящему моменту привела именно к таким результатам. Почему Марк Цукерберг давал пять часов показания в сенате США, но едва ли будет делать то же самое в России, если у нас надумают заблокировать его детище. (Кстати, как тут не вспомнить знаменитый визит Цукерберга в МГУ 2 октября 2012 года, когда на время его пребывания в главном вузе России в целях безопасности решили… временно отключить Интернет — уже тогда тренировались.)

Нельзя со стопроцентной уверенностью говорить, что все крупные зарубежные интернет-сервисы не захотят подчиниться требованиям нашего законодательства перенести персональные данные о своих российских пользователях в Россию. Но можно уверенно говорить о том, почему владельцы этих сервисов не торопятся это делать. Главная причина — в размерах российского сегмента Интернета и в его коммерческой привлекательности.

Теперь вернемся в Китай, который, похоже, стал «ролевой моделью» для России в регулировании Интернета. В Китае с населением примерно 1,33 млрд человек более 70% находятся в так называемом социально активном возрасте (от 15 до 64 лет). Постоянных пользователей Интернета в Поднебесной, по данным на начало 2018 года, 513 млн человек. Почти в 3,5 раза больше, чем все население России.

145 млн китайцев (как раз почти столько, сколько всего людей живет в России) регулярно делают покупки в интернет-магазинах. Годовой оборот интернет-торговли в Китае — 562 млрд долларов. На втором месте США с 349 млрд.

Для сравнения: в России примерно 85 млн пользователей Интернета, из них только 51 млн регулярных пользователей, из которых только около 36 млн делают покупки в Сети, причем почти 40% от этого числа — в зарубежных магазинах. Весь объем интернет-рынка в России — около 500 млрд рублей. Это девятое место в мире после Канады, где живет почти вчетверо меньше людей, чем у нас. Понятно, что даже в силу чисто демографических причин российский интернет-рынок никогда не догонит американский, не говоря уже о китайском. А по главным экономическим показателям мы с Китаем стремительно движемся в разные стороны — скоро Китай уже обгонит Россию даже по средней зарплате, что еще в середине 2000-х казалось немыслимым.

Ровно поэтому с Китаем ведущие мировые интернет-сервисы под угрозой блокировки вынуждены договариваться — кому охота терять такой рынок. А без российского рынка — даже если считать, что обходов блокировок не существует, что неправда, — очень даже могут обойтись.

Но даже и в этом случае Китай поступил иначе, чем Россия. До введения в эксплуатацию знаменитого проекта «Золотой щит» по регулированию китайского Интернета местные интернет-компании запустили специальные внутренние аналоги основных мировых социальных сетей и сервисов. У них есть свой Amazon — хорошо известный на Руси AliExpress, свой WhatsApp — WeChat, свой Twitter — Sina Weibo, свой Facebook — Renren, свой Google — Baidu и даже свой Youtube — Youku Tudou. Все эти проекты раскрутились при минимальной поддержке китайского правительства и обросли обширной клиентской базой. Просто потому, что китайцев в принципе очень много. В частности, WeChat пользуются 300 млн китайцев.

В России, конечно, есть старая добрая «аська», «ВКонтакте» и «Одноклассники». Вот с этой великой триадой под звуки марша требований наших доблестных спецслужб дать им «все ключи от Интернета» мы и движемся семимильными шагами в свое великое цифровое будущее. Если по дороге полицейский не заблокирует.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments