gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Зачем нам высшее образование


Реплика вице-премьера Ольги Голодец об отсутствии необходимости в высшем образовании у 65% россиян демонстрирует сугубо утилитарный подход власти к вопросу профессионального образования. По мнению Голодец, доля специалистов, которым университетский диплом не нужен, будет только расти.

По данным ОЭСР на 2013 г., высшее и среднее специальное образование в России есть у 53% взрослого населения (причем наиболее заметный рост охвата происходил в 1990-е гг.). Это один из лучших показателей в мире, и тут Россия вполне в глобальном тренде – процент получивших высшее образование растет во всем мире, причем в последние годы на это обращают особое внимание именно развивающиеся экономики. Можно думать о реформировании образования, повышении его качества, но понижать процент охвата, когда все страны мира стремятся к его повышению, – значит выбирать беспрецедентную стратегию. С одной стороны, важна полнота охвата высшего образования, говорит Игорь Чириков из Института образования ВШЭ.

Но важен не только охват, но и качество получаемого образования и его востребованность. По данным ВЦИОМ, больше половины россиян считают уровень подготовки в российских вузах «средним», такого же мнения 55% работодателей. Рост числа вузов в 1990-е гг. был во многом обеспечен разного рода фабриками дипломов, теперь поле высшего образования нуждается в чистке. Но эта чистка должна обеспечиваться рыночными механизмами, а не административно, необходима диверсификация вузов, а не их унификация по формальным признакам.

Эти рыночные механизмы существуют. Диплом о высшем образовании в России служит пропуском на рынок труда и сказывается на уровне зарплаты (при всей условности таких подсчетов зарплатная «премия» в среднем составляет 14%, подсчитали исследователи ВШЭ). С другой стороны, в отличие от развитых стран в России уровень успеваемости студента не влияет на размер этой премии после трудоустройства. Это связано с различными требованиями, предъявляемыми к обучающемуся в вузе и на рабочем месте.

Один из ресурсов развития образования – перекладывание расходов на него с государства на работодателя и обучающегося. Такого рода перераспределение давно сложившийся тренд в развитых странах, прежде всего в США. В этом смысле тенденция к увеличению числа платных мест в вузах и сокращению бюджетных вполне отвечает общемировой практике.

Но важно иметь в виду, что роль образования, в том числе высшего, вовсе не ограничивается успешным трудоустройством. Образование выполняет функцию социального лифта, инструмента интеграции в общество не только профессиональных, но и самостоятельно мыслящих людей. Именно они часто наиболее критически относятся к действиям власти. С этой точки зрения утилитарный подход вице-премьера как раз можно понять.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments