gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Свежий осиновый кол российской нравственности

Корреспонденты «Анатомии дня» подпрыгивали от возбуждения, сообщая новость о саморазоблачениях Депардье. В его только что вышедшей автобиографической книге «Так получилось» слились в экстазе магистральные темы канала НТВ: гомосексуализм, проституция, воровство и даже гробокопательство. Ближе к финалу завлекательного сюжета перед авторами встал мучительный вопрос: как все описанное сочетается с высоким статусом россиянина и друга Путина. На помощь пришел неизбежный Виталий Милонов. «Это покаяние, — авторитетно заявил он. — Депардье, вдохнувший очищенный воздух Мордовии, публично вытащил черта и заколол его осиновым колом российской нравственности».

Торжеством российской нравственности стал концерт в Грозном по случаю Дня города (праздник счастливо совпал с днем рождения Рамзана Кадырова). Только прогремел теракт, в котором погибло пять человек и ранено 12, как начался концерт. Вели его два народных артиста Чечни — Игорь Верник и Николай Басков. Выпуски новостей радостно отрапортовали: несмотря на теракт, праздник в Грозном завершился грандиозным салютом.

Телевидению удалось невозможное. За кратчайший срок этот коллективный Парацельс вылепил своих гомункулусов, в голове которых напрочь отсутствует причинно-следственная связь. Лабораторный зритель гордится присоединением Крыма, а экономические беды списывает на Госдеп. Ему можно катастрофическим голосом впаривать сообщения о падении гривны, сулящих развал Украине, и обыденным тоном, без комментариев, сообщать о пикирующем в бездну рубле. Ему назначают главным внутренним врагом инакомыслящую интеллигенцию, и он радостно плюет во вчерашних кумиров.

Милоновский кол — эффективное орудие борьбы не только с чертом, но и с теми, кто не успел приспособить лицо, речи, жесты к мутному историческому времени. Записные патриоты успели, вследствие чего осатанели от вседозволенности. Свежая звезда экрана Ольга Зиновьева, вдова писателя и философа (пока это ее главный титул), даже термин специальный употребила для отверженных — «интеллигентура». В порядке компенсации телевизор срочно изыскал нового культурного оракула — Захара Прилепина. Старых культурных оракулов он ненавидит громко и самозабвенно. Им писатель противопоставляет истинных героев вроде Мотороллы, которого сравнивает с Гришкой Мелеховым из «Тихого Дона». Того, кто хотя бы один раз видел, а тем более слышал новороссийского повстанца, покоробит бездарность сравнения, но горячечный публичный патриотизм искупает подобные мелочи. Главное, Прилепин — талантливый ученик. Он в рекордные сроки научился клеймить «гуманистов на тонких ножках» (то есть участников Марша мира) и говорить от имени всей русской литературы. И это правильно. Потому что сегодня ее на ТВ представляет только сам Прилепин, изредка — Лимонов, всегда — Проханов.

В проклятое царское время было понятно, что противоположные по взглядам Герцен и Аксаков произрастают все-таки из одного корня. Теперь друг другу интриги ради оппонируют единомышленники. Два любимых персонажа Соловьева, Проханов и Эскин, едва не подрались в прямом эфире. Начиналось все прекрасно. Ведущий не сумел сдержать восторгов при виде Проханова, обозвав любимого писателя «дельфином русской словесности» (он, оказывается, в русском языке просто купается, успевая в процессе купания обогащать великий и могучий). Тем временем «дельфин» подплывал к теме Израиля. Подплыл и сразу свершил открытие: «Не было такого государства. И народа еврейского практически не было». У Эскина от негодования затряслась кипа. Он немедленно вспомнил и газету «День», и «Завтра», и фашистскую свастику. В ответ «дельфин» закричал нечеловеческим голосом. Бурная дискуссия зашла в тупик.

В эпоху всеобщего одичания пока еще не погромный, антисемитизм становится трендом. Достойную лепту в тренд внесла программа «Список Норкина». Некогда убежденный либерал, превратившийся в ярого охранителя, в порыве плюрализма дал слово Леониду Гозману. Дал, но тотчас отнял — к микрофону яростно рвался Константин Долгов. Сопредседатель народного фронта Новороссии, прописанный в телевизоре, иезуитски ухмыльнулся: «Люди с фамилией Гозман не должны оправдывать украинский фашизм. Это неуважение к вашим соплеменникам». С легкой руки одного из многочисленных вождей ополченцев забытый архаизм обретает новую жизнь.

Затрудняюсь сказать, по какому ведомству проходит в ящике Макаревич: то ли как оппозиционер, то ли как «соплеменник», а скорее всего — сразу по обоим. Только смотрю в субботу программу «Смак», где Ургант с одним из братьев Кристовских пекут блины с мясом, зеленью, грибами, и вижу на стене студии вместо портрета Макаревича Пушкина. Изъятие Макаревича даже из скромного кулинарного контекста впечатляет. Ведь его портрет на стене был еще и неизменным источником иронии для Урганта. Говорят, что портрет вернут. Это, мол, оплошность одного ретивого сотрудника. Жаль Урганта. Самый талантливый человек российского ТВ и без того из последних сил удерживается на плаву в том девственном формате, который представляет теперь его ежевечернее шоу. Интеллигенция в трансе, а Ургант — интеллигент.

Осталась одна надежда — на российскую историю, которая развивается не по спирали, а по кругу. Поворот круга — и очищенный воздух Мордовии будет глотать не Депардье, а сегодняшние властители дум. На них тоже найдется свой Милонов, который заточит для свежих врагов обновленного в очередной раз отечества свежий осиновый кол российской нравственности.



Сортирное у нас телевидение ... эфир захватывает эстетика общественного туалета ...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments