gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Россия под крылом китайского дракона: дружеская помощь или тихая экспансия?

Не имей 100 друзей, а имей одного лучшего. Политика последних нескольких месяцев, похоже, к тому и ведет. У нас теперь один главный друг, зато какой. Мы за ним, как за стеной – китайской.

Именно китайцы избавят нас от излишков ресурсов, снабдят санкционной едой, построят нам мосты, метро, дороги. Дух захватывает от широты отношений c новым большим союзником России, Китаем. Или они просто делают на нас деньги?

Дружбу в трубу

Открывая на днях строительство газопровода «Сила Сибири», президент Путин отметил, что в сотрудничестве «для наших китайских друзей ограничений нет». Заявление рискует стать слоганом нашей геополитики на ближайшие годы. Раньше мы с большой осторожностью допускали китайских партнеров в стратегические сферы, включая недра. Но после санкций круг сузился. И по контракту Газпрома, заключенному в мае, следующие 30 лет газ из Восточной Сибири будет идти в КНР. Осенью на то же самое надеются подписать и Западную Сибирь (в качестве побочного эффекта нам обещали газификацию таежных краев – наконец-то для этого нашелся повод!).

Нефти мы для китайцев тоже не пожалеем. «Роснефть» предложила им 10% акций крупнейшего Ванкорского месторождения. По слухам, ведутся переговоры и по другим активам, включая разработку на арктическом шельфе – не зря мы столько лет вели с Западом «битву за Арктику». Но теперь нам важнее спасти нефтяного гиганта.

– Скупая активы от «Удмурт­нефти» до ТНК, «Роснефть» раздулась до неприличия и в этом процессе влезла в долги. А теперь, чтобы расплатиться с ними, фактически заложила китайцам всю нефть в Восточной Сибири, – считает партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. – По газу мы торговались с китайцами 10 лет и в итоге заключили контракт, цена которого до сих пор так и не раскрывается. Есть сомнения, что этот проект окупится даже через 30 лет.

Не все эксперты настроены так пессимистично, тем более что другого выхода после санкций все равно не было. К тому же не помешает расширить рынок сбыта на восток, где Китай – крупнейший потребитель энергоресурсов. Другое дело, что, не будучи в тупике, это можно было сделать с большей выгодой. Ведь теперь поставщиков у китайцев гораздо больше, чем у нас покупателей.

– Китай заинтересован в нас как в сырьевом тылу, тем более в условиях экономического противостояния с США, которое начнется после возвращения Тайваня, – поясняет глава Института политической социологии Вячеслав Смирнов. – И мы будем им помогать в фарватере. Не уверен, что нам удастся стать их главными поставщиками ресурсов. На этой позиции у них Тегеран, они очень активно работают в Африке, по сути, колонизируют ее успешнее СССР.

От 40 до 80% природных ресурсов некоторых африканских стран экспортируется в КНР. При этом Черный континент китайцам кажется более надежным партнером.

– Китайцы даже плохую экономику с перспективой развития предпочитают неустойчивой, – считает директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов. – Мы же, войдя в полосу конфронтации с Западом, показываем нестабильность. И никакого ажиотажа насчет развития бизнес-партнерства с Россией в Китае нет. Для них более надежными партнерами остаются те же американцы.

На полях и стройках

Как же так? Ведь китайцы «не дружат» с Америкой. А мы им близки, хотя бы как бывшие строители коммунизма.

– Они к нам действительно относятся лучше, чем к любым другим народам, в китайской прессе Россию не критикуют, Путин у них почти нацгерой, любой таксист в сельской глуши расскажет, какой он крутой, – продолжает Маслов. – Но одно дело – эмоции народа, а другое – расчет государства.

Товарооборот с США и ЕС у Китая в 5 раз выше, чем с нами. И санкции Запада против нас они отклонили не для того, чтобы вместе дружить против всего мира. Наша нужда дает им возможность прибыли. Конечно, китайцы помогут нам и с яблоками, и со свининой, которая последние 10 лет была под запретом Россельхознадзора из-за эпидемий ящура (судя по всему, мы скоро отменим эмбарго). При этом цену на мясо китайские поставщики уже увеличили на 15%, на фрукты-овощи – на 20–30%. Но в Сибири и Приморье их уже закупают. Вроде бы на волне санкций мы собирались принимать здоровую пищу и поднимать АПК. А вместо этого просто меняем поставщиков – вынужденно и без пользы.

– Зачем губернатору региона дотировать какое-нибудь убыточное предприятие АПК, где 50% денег разворуется уже на этапе мелиорации, если он может заплатить за то, что можно уже сегодня подать на стол? – говорит Вячеслав Смирнов.

Тем более что продукцию к столу китайцы вполне могут выращивать и у нас. На Ставрополье, в ЦФО, Сибири они уже давно обрабатывают арендованные сельхозугодья, урожая с них снимают в 2–3 раза больше, чем наши фермеры, и продают дешевле. Правда, специалисты говорят, что на выжженной китайскими химикатами земле потом даже скот не пасется. Но что с того: земли, которую мы сами не можем освоить, у нас еще много.

А теперь, когда все барьеры сняты, на нее придет еще больше китайцев. В Чувашии, например, партнеры из КНР начинают создавать агропарк, плюс они не против подключиться и к строительству в регионе. Похожий проект намерена развивать Курганская область. Кстати, в июле премьер Медведев сообщил, что китайцы, возможно, будут строить нам госжилье. А столичные власти не исключили, что они проложат шесть новых станций метро в Новую Москву. И китайцы будут приходить на наши стройки со своими технологиями и рабсилой.

– Тоже показательно: мы были одними из пионеров метростроения, китайцы начали развивать метро лишь в конце 90-х, – говорит Алексей Маслов. – И, утратив передовые позиции в этой сфере, мы теперь отдаем им рабочие места.

Куём кадры

Такое обострение «дружбы» усиливает страхи экспансии. Даже в прессе регулярно звучат прогнозы, мол, скоро китайцам надоест ютиться у себя и наша азиатская часть станет такой буквально. Но эксперты считают, что это обывательский миф: китайцы хотят у нас не жить, а работать, осваивая ресурсы, доходы, технологии и переправляя это все на родину. Яркий пример – Еврейская автономная область. Пока мы волнуемся о переселении китайцев в Приморье, здесь они почти монопольно выращивают сою, закупают лес, разрабатывают добычу руды и хотят строить мост через Амур для ее транспортировки. Функции власти и бизнеса уже в немалой степени замещены.

– Нам нужно срочно готовить востоковедов, экспертов по китайскому бизнесу, – считает Алексей Маслов. – У нас ширится изучение языка, но преподают его китайцы и готовят там людей, более лояльных к КНР, чем к России. А нам нужна переподготовка сотрудников региональных администраций, где руководители часто вообще не понимают специфику менталитета. За вежливостью и радушием скрываются жесткие и упорные переговорщики, всегда преследующие только свои интересы. Я не уверен, что и высшее руководство до конца понимает эти моменты. Там работают хорошие эксперты, но не они принимают решения. Нам нельзя очаровываться заявлениями китайских коллег, с теми же теплыми словами они относятся и к другим партнерам – от Центральной Азии до США.

Не стоит обманываться и схожим стилем госуправления. В Китае – та же вертикаль, но на верхушке ее не один человек.

– У них коллективное руководство, вместо одного – 50 «Путиных», и все участвуют в принятии решений, – говорит Вячеслав Смирнов. – При этом планируют они на 20–30 лет вперед. Мы привыкли жить сегодняшним днем. А что из этого выйдет завтра? Тихая экономическая экспансия, других вариантов пока я не вижу.

/что еще

Теперь и авто – китайские

Только пошли слухи о возможных российских запретах на иномарки, китайцы принялись осваивать российский авторынок. Два крупнейших автоконцерна объявили о намерении открыть заводы в России (один уже строится в Тульской области).

– Китайцы уже пытались зайти на наш рынок в 2007-м, но тогда провалились, не уделили должного внимания сервису, постпродажному обслуживанию, качеству, – говорит глава агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Но они очень быстро развиваются, и сейчас контроль качества у них близок к европейскому.

А по цене китайские машины смогут конкурировать с продукцией нашего автопрома и недорогими иномарками. В планах – завоевание около 10% российского авторынка через 3 года.



Т.е. своими "контр-санкциями" мы укрепляем в первую очередь китайских производителей?! :)
А китайцы уже ко всему готовы ... и законодательную бвзу уже подготовили к присоединению новых территорий ... и войска к границам нашим стягивает ...

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments