gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Дмитрий Киселев переосмысливает искусство российской пропаганды

Дмитрий Киселев, ведущий "Вестей недели", "каждое воскресенье в течение двух часов разглагольствует о своих многочисленных буках, фобиях и объектах ненависти: упадочническом Западе и вероломных либералах на родине", - пишет в статье для New Republic журналист Джошуа Яффа. В последние месяцы передача сосредоточилась на теме Украины. "Или, как видит это Киселев, на фашистских узурпаторах, которые захватили власть в Киеве и опираются на машину НАТО", - добавляет автор.

Российское телевидение осуществляет пропагандистский натиск, беспрецедентный для постсоветской эпохи, намекая на мрачные подозрения о мотивах Запада на Украине или выдумывая их, а вмешательство самой России изображая как героический отклик на зов справедливости, продолжает автор. По его мнению, Киселев - самый заметный персонаж этой драмы и самый одаренный в плане актерских способностей.

Существование таких телепередач помогает понять, почему, по опросам "Левада-центра", 67% россиян считают киевское правительство нелегитимным, а 85% полагают, что крах режима Януковича был переворотом.

По мнению автора, в действительности целевая аудитория Киселева - не миллионы телезрителей канала "Россия", а "кучка людей в Кремле, которые задают одобренный тон политической культуры в России". Передача Киселева отражает "самые черные, самые конспирологические порывы нынешней стадии путинизма", пишет автор. Путин много лет не выдвигал никаких идеологических претензий на легитимность. Но, вернувшись в Кремль в 2012 году, он пытается "смонтировать новое оправдание своего правления, основанное на смешении консервативных ценностей, учения об исключительности России и ощущения, что стране угрожает опасность из-за злокозненного вторжения Запада", - говорится в статье. Украинский кризис подкрепил эти порывы.

"Роль Киселева в аппарате государственной пропаганды особенно примечательна тем, что первоначально он прославился как противник советской цензуры", - пишет автор. В январе 1991 года, когда советские войска обстреляли толпу у телевышки в Вильнюсе и убили 14 человек, молодой диктор Киселев отказался зачитывать цензурированную версию событий и был изгнан из эфира.

"Это не значит, что Киселев действительно имел выстраданные демократические убеждения; возможно, он просто играл роль некого персонажа", - пишет автор. Молодость Киселева - это 1970-1980-е когда все уже давно перестали верить в коммунистическую идеологию. Но большинство людей подыгрывало государству, которое могло дать людям на "теплых местах" относительные привилегии и комфорт. "И все же это двоемыслие подпитывало перманентный цинизм", - говорится в статье.

Тем не менее, в 1990-х Киселев общался с либеральными журналистами, которые восторгались шансами, ожидаемыми от обновленной страны, пишет автор. Журналистка Евгения Альбац говорит, что в то время Киселев "хорошо говорил, хорошо думал". Альбац была поражена, когда этой зимой Киселев попытался ее дискредитировать, показав ее портрет с надписью на иврите. Во времена их знакомства "в его высказываниях не было ничего расистского или националистического", пояснила она.

В 1999 году продюсеры, которые работали по заказу "Би-би-си", попросили Киселева стать ведущим одной из серий цикла о методах журналистики в России. "Темой была этика. Киселев рассуждал о разнице между журналистами и "агитаторами" и необходимости показывать "цельную пропорцию мира", - говорится в статье. Один из продюсеров цикла, Анна Наринская, сказала автору, что позиция Киселева выглядела искренней: "В то время ему было невыгодно так говорить. Его конкуренты, более известные и могущественные, были ужасно предвзятыми". В том же фильме Киселев страстно остерегал от слияния журналистики с пропагандой.

В начале 2000-х Киселев был не очень востребован. "Он был компетентным и умелым, но ему не хватало органичной харизмы телезвезды", - говорится в статье.

К счастью, Украина начала развивать свою телеиндустрию. В 2001 году Киселева наняли в ICTV, телекомпанию украинского олигарха Виктора Пинчука. По словам автора, в ICTV Киселев держался неформально и демократично. По словам гендиректора Александра Богуцкого, он говорил сотрудникам: "Мы уже в Европе. Начните Европу с себя. Живите так, словно вы уже в европейском сообществе".

Но во время предвыборной борьбы Ющенко и Януковича Киселев начал меняться. "Первоначально он, вероятно, откликался на указания сверху", - продолжает автор. Владелец ICTV Пинчук - зять тогдашнего президента Кучмы, а Кучма поддерживал Януковича. ICTV стала использоваться в русле полномасштабной пропагандистской операции. Возможно, Киселев узрел свой шанс стать влиятельной медийной фигурой или просто вошел в раж. "Вскоре он отбросил свою верность журналистской независимости и начал продвигать некоторые из теорий, которые сегодня стали для него главными "идеями-фикс": особенно идею, что Ющенко и его союзники были русофобскими агентами под влиянием США", - говорится в статье.

После победы Ющенко на выборах ICTV решила не продлевать контракт с Киселевым. Он устроился на "Россию". В 2012 году он стал ведущим "Вестей недели" и в последующие месяцы выстроил свой нынешний экранный образ.

Сегодня Киселев не чурается термина "пропаганда", а наоборот, его приемлет. "Но его версия пропаганды отличается от советского, более раннего аналога", - пишет Джошуа Яффа, поясняя, что советские новости и информационные программы были призваны успокаивать зрителя.

Но в советское время не было интернета, а сегодня дурные новости могут распространяться по альтернативным каналам. "И потому Киселев не игнорирует неудобные или спорные темы, а эксплуатирует их, чтобы возбуждать в аудитории недовольство врагами России", - говорится в статье.

У Киселева есть одно особое умение, "он - prisposoblenets: так по-русски называется хитроумный человек, который чует, что именно от него требуется, и пользуется этим знанием для личной выгоды", пишет автор.

Некоторые называют Киселева "министром пропаганды". "Но это преувеличение его власти. Он не формирует политику, а накладывает уродливый максималистский глянец на решения, принятые в каком-то другом месте", - считает автор. По словам профессора ГУ-ВШЭ Анны Качкаевой, Киселев - "лицо, знак, метафора, символ" России, замкнувшейся на себе. "При Путине Россия фактически забросила свои попытки интегрироваться в Запад после 1991 года, публичные неискренние уверения в демократических ценностях, даже когда на практике они нарушались", - говорится в статье. Путинскую Россию мало волнует ее место в западном миропорядке, она фетишизирует остракизм, которому подвергается. И тот факт, что Кремль поставил во главе "России сегодня" Киселева, имеющего плохую репутацию за границей, дает понять: "либо весь проект задуман как антагонистический, либо Путин и его окружение просто относятся к этому безразлично".

Киселев атаковал санкции ЕС в статье для The Guardian. Он обвинил ЕС в лицемерии, пояснив, что санкции за пропаганду нарушают его свободу слова. "Это один из его немногих убедительных аргументов. Идея, что правительства будут вводить разделение на информацию и пропаганду, вызовет дискомфорт у многих журналистов", - замечает автор.

"Также это был классический ход Киселева: попытка опорочить либеральный европейский проект в глазах россиян и довести его защитников до бессильной ярости", - пишет автор. Мол, все правительства так поступают. "И этот всеобъемлющий цинизм, возможно, станет самым прочным его достижением, в большей мере, чем паранойя или подстрекательство к войне", - пишет автор. Передача Киселева создает у зрителя впечатление, что никто не объективен, все скомпрометированы, а любой, кто пытается разобраться в событиях, служит одной из сторон конфликта. "Как сказал бы Киселев, когда он был моложе: теперь мы все в грязи", - заключает Джошуа Яффа.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment