gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

СМИ и ты, малыш

Госдума придумала закон для популярных блогеров. Их уравняют со средствами массовой информации и подарят букет наказаний — от блокировки до УК

В минувшую пятницу Госдума одобрила поправку в законопроект из «антитеррористического пакета», согласно которой блоги приравняют к СМИ. Ее внесли не сразу, а ко второму чтению законопроекта. Авторами выступили председатель Комитета по информполитике Алексей Митрофанов и члены ЛДПР — Андрей Луговой и Вадим Деньгин.

С чем вскоре могут столкнуться популярные пользователи социальных сетей? Законопроект вводит понятие «блогера» — пользователя, чья страница в блог-сервисах и социальных сетях имеет более 3000 посетителей в сутки. В будущем, как заявляют авторы, эту категорию можно будет разбить на три: «блогер», «супер-блогер» и «стар-блогер» (в интернете уже начали шутить на тему «супер-стар» статуса).

Новоявленным «блогерам» придется подчиняться основным требованиям закона о СМИ: проверять достоверность публикуемой информации, выполнять правила предвыборной агитации (например, не публиковать данные экзит-поллов до окончания голосования на всей территории страны), не посягать на частную жизнь других людей, указывать возрастные ограничения, избегать распространения экстремистских материалов и ругаться матом. Им также придется размещать свои реальные персональные данные: фамилию, инициалы и адрес электронной почты (чтобы оперативно получать претензии). Неизвестно еще, не проще ли сразу регистрировать СМИ, а не сообщество в соцсетях.

Митрофанов, один из авторов поправки. уже успел заявить, что инициативу депутатов поняли неверно — раз восприняли ее как приравнивание блогов к СМИ. По его словам, блогерам, всего-то, «предлагается не ругаться матом, соблюдать законы, не совершать преступные деяния и не разглашать государственную тайну».

При этом, если верить документу, закон не будет распространяться на тех, кто использует интернет для личных и семейных целей. Авторы предполагают, что такой фильтр автоматически исключит из-под действия закона до 95% пользователей интернета. Не совсем понятно, по каким критериям будут определяться направленности блогов — общественного и личного. То, что ЖЖ известных оппозиционных политиков станут общественными — очевидно, но как быть, например, авторам журналов, которые не публикуют тексты на общественно-политическую тематику? В частности, популярный блогер-путешественник Сергей Доля, который уже много лет назад превратил свой ЖЖ в иллюстрированный путеводитель по странам мира.


«Я из любого человека могу сделать «блогера», дав ссылку на его запись из своего ЖЖ. Гарантирую, что у него будет больше трех тысяч просмотров в ближайшие пару часов», — рассказал Доля «Новой».

Луговой и компания любят подчеркивать, что теперь у блогеров появятся не только обязанности, но и права. Например, они смогут публиковать рекламу (в соответствии с законом «О рекламе»). Однако по большому счету такой бизнес уже давно функционирует, причем законно: поп-блогеры, тот же Сергей Доля, регистрируют ИП, заключают договора и платят с доходов налоги.

Что будет с матом в комментариях и отвечает ли «блогер» за модерацию среди своих подписчиков — тоже неясно. К примеру, СМИ, по новому законодательству, обязаны модерировать комментарии читателей, не допускать угроз, призывов к экстремизму, массовым беспорядкам и тому подобным неприятностям. В противном случае ресурсу грозит внесудебная блокировка по требованию прокуратуры. Из-за атак троллей многие медиа-площадки вынуждены были отключить возможность оставлять комментарии на своих сайтах.

Отдельно в тексте законопроекта прописаны обязанности так называемых «организаторов обмена данными». За этим словосочетанием стоят соцсети-гиганты Facebook, LiveJournal, Twitter и др. Они должны будут подавать в Роскомнадзор данные об аккаунтах и оперативно взаимодействовать с ведомством по вопросам предоставления информации. На это площадкам дается три дня, иначе — штраф (10-50 тысяч — для граждан, 50-300 — для юридических лиц). Повторное нарушение будет караться полумиллионом рублей или приостановкой деятельности.

В Роскомнадзоре с трудом представляют, как именно должна работать новая система реестров, и рассчитывают (если закон все-таки будет принят) на временной зазор, чтобы подготовить его правоприменение. Согласно тексту документа, в случае принятия, он вступит в силу 1 августа.

Вопросы вызывает и ключевое определение этого документа — «посещаемость» блогов. Под этим термином обычно понимается количество заходов на сайт с одного и того же устройства, но отдельные системы считают количество уникальных IP-адресов. «Эти неопределенности должны быть разрешены в следующих чтениях законопроекта», — рассчитывают в Роскомнадзоре.

Нет ясности и в части технической реализации задачи. «К сожалению, законодатели, возлагающие на нас все больше обязанностей, не учитывают наши возможности. Под это не выделяются новые трудовые и финансовые ресурсы, и нам придется придумать схему, по которой это можно осуществлять», — пожаловался представитель Роскомнадзора.

P.S. В день рассмотрения Думой описываемой поправки «Яндекс» объявил о закрытии рейтинга блогов. И предупредил: кнопки, показывающие количество читателей блогеров, работают некорректно. В компании отказались прямо связать это решение с законотворческой деятельностью отдельных депутатов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments