gutsuland (gutsuland) wrote,
gutsuland
gutsuland

Кто проставится за коммуналку

1 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании нового ведомства — министерства строительства и ЖКХ. Ранее за эти сферы отвечало федеральное агентство (Госстрой), входившее в структуру Минрегиона. Руководить 21-м по счету федеральным ведомством будет бывший губернатор Ивановской области Михаил Мень. Одна из главных задач — утверждение и реализация единых правил игры в ЖКХ. Мень намерен сосредоточиться на привлечении частных инвестиций в отрасль и принятии мер по сдерживанию роста коммунальных тарифов.

Экспертное сообщество не считает, что новое министерство сможет ускорить реформу ЖКХ. Так, председатель комиссии по местному самоуправлению и ЖКХ Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева не видит смысла в его формировании:

— До сих пор функция подготовки нормативно-правовых актов принадлежала Минрегиону, в последнее время было очень много изменений. Надо попытаться заставить работать те законы, которые уже существуют. А вот чего действительно не хватает, так это средств на модернизацию и институтов развития, которые могли бы изменить ситуацию в ЖКХ. Глядишь, с принятием нового бюджета и последняя программа — об обеспечении граждан доступным жильем и качественными коммунальными услугами — свернется. Необходимо не сокращать, а увеличивать госфинансирование отрасли: нельзя перекладывать полностью проблемы этой сферы на местные власти, ресурсы которых весьма ограничены.

За неделю до передачи полномочий по реализации госполитики в сфере ЖКХ новому министерству глава Минрега Игорь Слюняев сетовал на низкую инвестиционную привлекательность отрасли: «Одна из причин — невысокое качество проработки инвестпроектов в сфере ЖКХ. Это часто напоминает некие хотелки, но не более. Вторая проблема — инвесторы опасаются, что не смогут вернуть вложенные средства». Как в этих условиях государство будет модернизировать отрасль?


В уме — инвестор, в руках — потребитель

Госдума готовит ко второму чтению поправки к Жилищному кодексу РФ, которые устанавливают новый порядок регулирования цен на коммунальные услуги. С 2014 года каждый регион будет получать от правительства страны предельные индексы повышения тарифов на пять лет и более. В свою очередь власти субъектов федерации установят порог роста цен на услуги ЖКХ для каждого из муниципалитетов исходя из конкретных условий, но так, чтобы не превысить среднерегиональный индекс более чем в полтора раза.

С подобным предложением еще весной этого года выступила рабочая группа по вопросам ЖКХ при правительстве. Идея перей­ти к долгосрочному регулированию тарифов на комуслуги появилась после того, как в нескольких муниципалитетах в начале 2013 года они подскочили более чем вдвое. Ситуацией заинтересовался Владимир Путин, и властям субъектов пришлось спешно откручивать тарифы назад. Кроме ограничения роста цен идея преследовала и другую цель: дать инвесторам долгосрочный ориентир, чтобы они могли прогнозировать окупаемость своих вложений в отрасль.

По словам руководителя рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ Андрея Чибиса, долгосрочное тарифное регулирование — это одна из мер, которая поможет сделать отрасль более привлекательной для частников:

— Мы переходим к тарифам, фиксированным на 3 — 5 лет. Никто теперь не имеет права в течение периода регулирования пересматривать установленные параметры. С 2014 года эта норма заработает в пилотном режиме, с 2016-го — годовых тарифов не останется совсем. То есть отныне новые губернаторы на основании своих политических обещаний смогут поднять или опустить тарифы только в том случае, если компенсируют убытки компаниям. Эта определенность позволяет гарантировать доходность инвесторов в 12% годовых. Помимо этого, правительство намерено по максимуму привлекать частников к управлению инфраструктурой. Мы будем фиксировать текущее техническое состояние, например, теплосети и задавать целевые показатели по изменению ситуации. Выиграет та компания, которая будет готова достичь этих целей быстрее и дешевле. Такого рода конкуренция предусмотрена новым законом о концессионных соглашениях. Среди беспрецедентных защитных механизмов для концессионера — возможность использовать соглашения в качестве обеспечения по кредитам, обязанность зашивать формулу цены в самом концессионном соглашении, а при расторжении соглашения инвестор сможет компенсировать вложенные средства. К 2016 году на основе концессиональных соглашений частникам планируется передать все неэффективные государственные и муниципальные предприятия в сфере ЖКХ.

У этих новаций есть конкретные цели (ранее их поставил глава государства): к 2017 году не менее чем в 1,5 раза снизить количество аварий при производстве и распределении коммунальных ресурсов; к 2018-му — сократить потери ресурсов при транспортировке по сетям до нормативного уровня; к 2020-му — модернизировать коммунальную инфраструктуру до нормативного уровня износа основных фондов.

В регионах есть позитивные примеры. Так, в Оренбурге за последние три года благодаря инвестпрограммам (закуплены современные технологии) сетевым компаниям удалось снизить расход электроэнергии на 22%. Но таких случаев немного.

Эксперты уже сейчас говорят, что принимаемые меры по привлечению частных инвесторов в отрасль не дадут быстрого
эффекта. Плюс понадобятся дешевые кредитные программы и развитие института общественного контроля. Это понимают и власти. В конце октября вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что населению не стоит ожидать полной заморозки тарифов на ЖКХ, поскольку коммунальная структура сильно изношена и на ее восстановление потребуется несколько триллионов рублей. Разумеется, государству неоткуда взять такую сумму, кроме как из карманов граждан.

В октябре же Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения. Итоговый размер тарифа был рассчитан следующим образом: прогнозируемый уровень инфляции на следующий год умножили на понижающий коэффициент 0,7. По той же методике рассчитаны предельные индексы повышения тарифов на тепло- и водоснабжение, а также водоотведение. В среднем по России цены на эти услуги во втором полугодии 2014 года увеличатся на 4,2%. Также ожидается повышение тарифов на газ и тепло. Первоначально было заявлено, что такой рост составит 70% от инфляции, но на днях Дмитрий Козак уточнил, что это были лишь примерные ориентиры, поскольку в каждом отдельно взятом регионе будет приниматься индивидуальное решение, основанное на текущих тарифах и потребностях в инвестициях.

А чай можно и холодным

Еще один источник инвестиций — экономия ресурсов. С этой целью была введена соцнорма потребления электроэнергии (в ее пределах плата небольшая, а за пределами — стоимость киловатта повышается), пока только для шести регионов. Каждый субъект-пилот самостоятельно рассчитывает норму: в Орловской области она составляет 190 кВт/ч, в Ростовской — 96 кВт/ч, во Владимирской и Нижегородской — 50 кВт/ч, в Забайкальском крае — 65 кВт/ч, в Красноярском — 70 кВт/ч в летний период и 400 кВт/ч в зимний период.

По словам Андрея Чибиса, суть эксперимента заключается в том, что электроэнергию разделили на «дешевую» и «дорогую»:

— Расчеты должны быть сделаны таким образом, чтобы не менее 80% потребителей платили за электричество по тарифу, установленному в пределах соцнормы. Размер доплаты, которую вносят остальные семьи, варьируется от 100 до 150 рублей. Для примера могу привести Владимирскую область, где объемы потребления электроэнергии сверх нормы не превышают 25%, и Красноярский край — их не более 10%. Нововведение должно способствовать реальному снижению потребления электроэнергии. А это приведет к снижению затрат компаний на строительство новой инфраструктуры.

С этим мнением согласен директор Института проблем цено­образования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов: «Соцнормы в первую очередь психологически воздействуют на поведение людей. Они будут стараться не выходить за рамки нормы, а значит, больше внимания уделять энергосбережению и использованию энергоэффективного оборудования».

Глава ФСТ Сергей Новиков сообщил, что в экспериментальных регионах введение соцнормы привело к снижению объемов платежей:

— Цифры небольшие, 10 — 90 рублей в месяц, но сам по себе факт позитивный. Вокруг этой темы много негатива, но зачеркивать этот эксперимент я точно не стал бы. С проблемой перекрестного субсидированная, когда за одну категорию потребителей платит другая, в данном случае промышленность за население, все равно надо что-то делать. Альтернатива социальным нормам — резкое повышение тарифов для граждан. Мне кажется, этот вариант хуже. Соцнормы — более плавный и щадящий способ.

На всей территории России инициатива будет распространена с 1 июля 2014 года. На прошлой неделе власти поспешили сообщить, что для пенсионеров и льготников действующие скидки на оплату коммуналки сохранятся. Более того, в последующие годы их социальная норма потребления будет в 1,5 раза больше, чем у остального населения.

По мнению экспертов, соцнорма сильно занижена и не покрывает даже минимальных бытовых потребностей. Тем более что разница между «дешевыми» нормативными кВт энергии и кВт перерасхода, которая должна была стать значительной, чтобы мотивировать население экономить, на деле оказалась не такой уж существенной — всего от 0,4 до 1,5 рубля. По данным некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, в соцнорму полностью попадают только около 40% семей. По приблизительным расчетам, двое взрослых и двое детей, проживающие в 3-комнатной квартире, тратят на электроэнергию 234 кВт в месяц. Сюда входят лампы и люстры (100 кВт•ч), бытовая техника — холодильник, стиральная машина, микроволновка, два телевизора, электрочайник (104 кВт•ч) и электроника — электронные часы, компьютер (32 кВт•ч). Если в доме есть электрическая плита, то к общей сумме надо прибавить еще 64 кВт•ч в месяц. Это далековато от предложенных нормативов.

По мнению экспертов, население по замыслу чиновников в принципе не должно пользоваться не то что техническими достижениями цивилизации, а даже минимально необходимыми бытовыми устройствами — чайниками, кухонными плитами, утюгами:

— Они рискуют стать непозволительной роскошью для существенной части населения — ведь средние душевые доходы 50% россиян недотягивают до 15 тыс. рублей. О каких 50 50 кВт•ч может идти речь? Это фикция. Столько в месяц съест только персональный компьютер, если он включен четыре часа в сутки.

Заместитель директора направления «Городское хозяйство» Института экономики города Владилен Прокофьев высказался
категорически против соцнорм:

— Неправильно ограничивать население в желании жить лучше. А ведь именно это сейчас и происходит. Даже в Европе, которая активно использует систему социального нормирования, наблюдается тенденция к увеличению этих норм.

Заместитель директора некоммерческой организации «Мой дом» Максим Брандуков считает, что власти рассчитывают поправить свое положение в первую очередь за счет выхода граждан за рамки лимита:

— А это неминуемо произойдет, ведь, скажем, не станут же люди на ночь отключать холодильник, чтобы соблюдать установленный минимум. В связи с этим общее повышение цен на тарифы электропотребления ощущаться будет не как заявленные 4,2%, а как 20%.

Кто заплатит за соседа

Депутаты Госдумы пошли еще дальше и предложили внести поправки в ЖК, освобождающие экономные семьи от необходимости оплачивать свет, газ, тепло и воду, полученные в рамках соцнормы. Один из авторов законопроекта — член комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Александр Смирнов считает, что это позволит не только поддержать социально незащищенные слои населения, но и будет стимулировать экономное потребление коммунальных услуг.

— Понятно, что полностью бесплатных ресурсов быть не может, — рассказывает народный избранник. — Компенсировать эти издержки мы предложили за счет тех людей, кто будет пользоваться ресурсами сверх нормы.

Первый заместитель директора некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин считает эту инициативу вредной: «Если сделать 100 литров воды на человека бесплатными, то на оставшееся потребление тарифы придется поднимать раза в три, а то и больше. Часть рядовых потребителей может вообще перестать платить, зато для других плата вырастет кратно. Такие потрясения никому не нужны».

По мнению Владилена Прокофьева, в России работает прекрасная система жилищных субсидий, которая предлагает помощь малодоходным семьям: «Это одна из самых хорошо работающих программ соцзащиты, потому что здесь люди сами подают заявления на субсидии, и в их же интересах доказать, что они в них нуждаются. Именно ее надо совершенствовать и развивать, а не внедрять новые суррогатные механизмы».

Светлана Разворотнева убеждена, что предложенная идея нереализуема:

— Где финансово-экономическое обоснование? За счет каких средств такая инициатива будет реализовываться? Только вчера мы в Общественной палате обсуждали проект бюджета: продолжается сокращение доходов субъектов с учетом уменьшения дотаций, с учетом того, что в этом году регионам еще предстоят выплаты по взятым ими кредитам. Регионы объективнее становятся беднее, а обязательств у них все больше. Еще не очень понятно, зачем вводить какие-то новые способы расчета, когда у нас уже есть механизм субсидий. Например, в Москве выплачиваются субсидии тем, кто тратит на коммуналку больше 10%, в других регионах — свыше 22%. Если есть задача помочь малоимущим, то давайте, допустим, эту норму сокращать, например, до уровня Москвы. Но предлагать двойную, тройную, четверную систему расчетов? Люди и так не могут сейчас разобраться и понять, что им компенсируют, а что не компенсируют. У нас полная неразбериха в выплатах субсидий, потому что одним выплачивается по площади жилья, входящей в социальную норму, другим — за всю площадь, одним только непосредственно на льготника, другим — на всех членов семьи. Во всяком случае, работа идет в упорядочивании этого процесса. То, что предлагают депутаты, выглядит в этом отношении странно.

Единственный плюс, который отмечают эксперты в этой инициативе, — законодательное закрепление четкого понятия социальной нормы. Это необходимо, потому что помимо электроэнергии власти собираются внедрить ее и для потребления воды (а позже и тепла). Это произойдет в 2015 году. Проект постановления сейчас находится в разработке. «Идет широкое экспертное обсуждение, — отмечает Андрей Чибис. — Но могу сказать наверняка, что купаться один раз в неделю или в месяц никому не придется». Отдельное внимание, по его словам, будет уделено людям, проживающим в ветхих и аварийных домах, где нельзя установить счетчики. К жителям таких зданий будет применяться повышающий коэффициент к базовой ставке социальной нормы, то есть ее объем для жителей будет больше.

По мнению Чибиса, про соцнормы на тепло думать пока рано: «Предстоит понять, как это сделать. Точных дат введения норм потребления на газ и тепло и вовсе нет — эти проекты запустят только в случае успешной реализации аналогичных проектов по потреблению электроэнергии и воды».

Лично у нас сомнений относительно введения соцнорм по всем коммунальным услугам нет: платежи населения сегодня (да и через пару лет ситуация не изменится), несмотря на все потуги, — единственный источник инвестирования в ЖКХ.

Нормы нормам рознь

В Европе размер соцнормы на электроэнергию составляет от 100 до 150 кВт•ч в зависимости от государства. Нормы потребления воды колеблются от 105 до 175 литров на одного человека в сутки. Например, в Швеции соцнормы потребления составляют по электроэнергии 120 — 150 кВт•ч на человека в месяц, по воде — три кубометра. Чтобы сократить потребление воды, экономные европейцы моют посуду только в посудомоечной машине. Чтобы сэкономить на электричестве, покупают современную технику с самым продвинутым классом энергопотребления. Действуют и разнообразные социальные программы, которые позволяют использовать более выгодные тарифы: к примеру, для людей с низким уровнем доходов.

Коммунальный интерактив

Минкомсвязи приступило к разработке интернет-ресурса, где разместят всю информацию о ЖКХ. На портале будет находиться информация о платежных документах, формируемых ресурсоснабжающими организациями или управляющими компаниями. Без внесения таких данных в систему услуга не будет считаться оказанной в полном объеме, а следовательно, и не подлежащей оплате. «Это создаст мотивацию для своевременного внесения поставщиками коммунальных и жилищных услуг всей необходимой информации в полном объеме», — считают в ведомстве. Население там же сможет найти все расчеты по коммунальным платежам. Когда заработает портал, пока неизвестно.

А в Ижевске, например, уже запустили серию интерактивных сервисов на официальном сайте города, которые позволяют жителям оперативно сообщать о проблемах в ЖКХ. Горожане в режиме онлайн могут узнать, почему в их доме нет горячей воды, когда появится отопление, на каких сетях проводится ремонт.




Не знаю привлекут ли эти нововведения инвесторв ... Но что совершенно очевидно так это то что власть в очередной раз пытается решить проблемы за счёт населения ... и чем беднее человек, тем больше он "заплатит"!
Впрочем, на это направлены все российские "реформы" последнего времени ...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments